Ольга Дзусова "МЕЖДУ СВАДЬБАМИ И ПОХОРОНАМИ"
Ольга Дзусова — невысокая светловолосая женщина 32 лет, несколько лет проработавшая в Театре пародии Винокура и, слава Богу, вышедшая на волю.
Только что она выпустила свой первый компакт-диск «Тайный Париж» с песнями на стихи Маргариты Пушкиной и Николая Рубцова. Музыку Ольга пишет сама. «Тайный Париж» — сборник шансонов от «французских» — о Ван Гоге и «разбитом сердце» до страшноватых русских — «Холера». На выходе — второй альбом: Ольга Дзусова поет рок-композиции с «тяжелой» группой «СС-20». Ее голос звучит и на альбоме Линды «Ворона». Ее знают поклонники «Крематория» — там она блюзовая певица. Ее «Марсельеза» завершается плачем по всем героям и жертвам великой трагедии. «Дом восходящего солнца» становится джазовыми вариациями на тему знаменитой песни, заодно Ольга Дзусова весьма наглядно объясняет, что «Дом восходящего солнца» не любовная мелодрама, а рассказ о несчастной девчонке, попавшей в бордель. Если Дзусова поет «Горестные проводы», то разыгрывает целую сценку о старшекласснице, которая дразнила-дразнила своего возлюбленного, да и потеряла его, а ума-то с ноготок — вот и остаются забавные стенания: «Может быть, не все потеряно». Под акустическую гитару строго и жестко поет Дзусова «Легенду о девке Ивлин Ру» на стихи Брехта. Трагическую балладу о женщине, которая хотела добраться до обетованной земли. Она взошла на корабль, но капитан обманул ее. Ставшая публичной девкой для всей команды, она бросается за борт, но в рай ее не берут, потому что грешна, в ад — потому что слишком целомудренна.
Когда слышишь или, еще лучше, видишь выступления Ольги Дзусовой, невозможно поверить, что перед тобой один и тот же человек. Между Теруань де Мерикур — французской красавицей и певицей, участницей штурма Бастилии, возглавившей женский поход на Версаль (от ее лица словно бы спета Дзусовой «Марсельеза») и наивной школьницей 70-х, твердящей слова старого хита, — дистанция огромного размера. И что общего между джазовым вокалом, французским шансоном, бабьим русским плачем? Общее то, что Ольге Дзусовой неинтересно просто петь, демонстрируя отменные вокальные данные. За что бы она ни взялась, она ищет простую и понятную человеческую историю, и оттого ее выступления не концерт, но театр одного актера. Ольга Дзусова представляет собой ту профессиональную эстраду, которая могла бы существовать в России, как во Франции и Италии, если бы не всем известные обстоятельства. В 1982 году Юрий Шевчук, пробившийся с пацифистским «Не стреляй» в призеры конкурса «Золотой камертон», был удостоен почетного предложения: «Исполняешь три песни, две — мои, одна — твоя. Завтра диск на «Мелодии», послезавтра станешь звездой». Юра отказался и сочинил злую песню «Компромисс». Перед Ольгой та же мучительная альтернатива. Только теперь у талантливого человека нет даже возможности обходного — через подполье — маневра. Поэтому потенциальная звезда российской эстрады поет на свадьбах, похоронах и в колониях для преступников. Правда, делает это с удовольствием.
Марина Тимашева,
«Московский бит» № 5, апрель 1997 г.